История   и  развитие  культурно-просветительной работы    Бураевского   района до 1980 года

            Развитие культуры  непосредственно связано с развитием  духовной жизни населения..

            Создание любительских объединений, самодеятельных кружков по интересам, народному творчеству явились следствием тех событий , которые  происходили в конце 19 , начале 20-ых  веков в обществе.

            После событий 17-го года  как повсеместно, так и на Бураевской земле появились красные уголки, красные избы-читальни и агитбригады. В Республиканской молодежной газете «Яшь юксыл» от 11.11.1923 года было опубликовано « в 1923 году в Бураево при Волисполкоме организовано клубное правление по культурно-просветительной работе. Начали работать общество по ликвидации безграмотности и драматический кружок.»

Первым заведующим отделом по культурно-просветительной работе был
назначен Бакиров Гилем Мухаметдинович (г.р. 1898). Уроженец д.Калмык Бураевского района, который закончил медресе «Галия» в г.Уфе. Он же организовал в с.Бураево первый самодеятельный драматический коллектив.

Имеются данные о том, что в 1945 годах  отдел культуры называется культурно-просветительный отдел Бураевского района.

            В связи с изменениями структуры государственного аппарата, политическими событиями в стране культурно-просветительный отдел переименовывался, но задачи, поставленные перед этим отделом оставались всегда едиными. Это создание условий для развития традиционного художественного творчества, участие в возрождении, сохранении народного промысла, организация библиотечного обслуживания населения, организация досуга и обеспечение жителей района услугами  культуры.

           Район всегда славился своими народными талантами: певцами, танцорами и актерами драматических кружков. На развитие самодеятельного художественного творчества повлиял и тот факт, что в 40-ые годы на базе районного Дома культуры существовал полупрофессиональный колхозно-совхозный театр, директором которого была Галиева Рауфа Ахметовна. Режиссером Ахметшин Миндар, уроженец Дюртюлинского района. Для постановки спектаклей приглашались профессиональные столичные (Уфимские) режиссеры. Такие как, Нажибак Хафизов, который внес большой вклад в развитие всего башкирского искусства в целом. В 60-70 годы он работал директором Башкирской государственной филармонии, директором Башкирского государственного академического театра. Актером театра работал Адольф Фахрутдинов, будущая звезда башкирского хореографического искусства, ведущий танцор Башкирского государственного ансамбля танца под руководством Ф.А.Гаскарова.

Деятельность колхозно-совхозного театра положительно влияла на развитие народного творчества всего района. Во всех сельских клубах бурно развивалась работа драматических коллективов, агитационных бригад. В районе регулярно проходили смотры коллективов художественной самодеятельности. В те годы они назывались олимпиадами художественной самодеятельности. Концертные программы составлялись на основе народного фольклора, в основном преобладало сольное исполнение. Выступление коллективов носило агитационно-плакатный характер. Только в конце 50-ых, начале 60-ых годов появились хоровые, танцевальные, вокальные ансамбли, ансамбли народных инструментов. Всеми этими новыми явлениями руководил Отдел культуры.

           Уже в 30-40 годы начали создаваться материально-технические базы сельских клубов и библиотек (избы-читальни). Если до 50-ых годов они просуществовали в приспособленных помещениях, то в послевоенные годы началось строительство запланированных учреждений культуры, где в одном здании находится зрительный зал, комната для библиотеки, сцена, комната для самодеятельных артистов (гримерная). В деятельности этих учреждения проявлялись большой энтузиазм, коллективизм, доброжелательность друг к другу. Любой успех превращался в большой праздник всего населения данного села.

      В 1952 году началось укрупнение колхозно-совхозных театров. И Бураевский театр был аннулирован. Однако многие актеры театра остались в Бураево и переквалифицировались на другие профессии, и в свободное время  занимались народным творчеством. Под руководством Галиевой Рауфы Ахметовны при районном Доме культуры был создан драматический коллектив, который ставил спектакли башкирских, татарских драматургов и обслуживал население района. И сегодня зритель тех лет бережно хранит память об артистах того времени: Гилемхане Мирхазове, Мукамае Гилязетдинове, Габдрахмане Имакаеве, Софии Рахимовой, Фатхирахмане Муртазине, Назибе Тимергалиевой, Шарифулле Фатхуллине, Халиме Хазиевой, Габдулле Гилемшине. На примере их творчества воспитывалась молодежь нескольких поколений, именно их трудом была сохранена национальная культура, подходы к культурно-просветительной работе. Во главе этой деятельности стояли неизменный руководитель директор районного Дома культуры, режиссер народного театра Заслуженный работник культуры БАССР и РСФСР Галиева Рауфа Ахметовна и основоположник народного ансамбля танца Заслуженный работник культуры РСФСР Гилемхан Мирхазов. В 70-ые, начале 80-ых годов уже в пожилом возрасте такие актеры как София Рахимова, Мукамай Гилязетдинов, Магнави Багманов, Габдулла Гилемшин, Асия Исмагилова своим исполнительским мастерством восхищали зрителей Бураево и удивляли членов Республиканского жюри в период различных фестивалей, конкурсов.

Колличество просмотров статьи: 142